Мы и мир

БАКУ ПРОТИВ ПОСЛА США ЭВАНСА И СТАЛИНА

Как Нагорный Карабах оказался в составе Азербайджанской ССР

mp1

После того как бывший посол США в Армении Джон Эванс опубликовал в The National Interest статью под названием «Проигнорирует ли Трамп визит президента Нагорного Карабаха?», в которой обозначил, что «Карабах был присоединен к Азербайджану в 1921 году Иосифом Сталиным», на дипломата в Баку обрушился шквал негодования и критики. Прозвучали и обвинения в «незнании истории». Так, азербайджанский публицист Фарид Теймурханлы утверждает, что, во-первых, «тогда Сталин был рядовым членом ЦК РКП (б) и присутствовал на заседании пленума Кавбюро 5 июля 1921 года без права голоса». Во-вторых, проводя исторический ликбез для посла, публицист ссылается на протокол того самого заседания, в котором «Нагорный Карабах был не передан, а оставлен в составе Азербайджана».

ПРЕЖДЕ ВСЕГО ОТМЕТИМ, ЧТО СТАЛИН В 1921 ГОДУ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО являлся одним из членов ЦК РКП (б). Напомним его письмо членам ЦК, написанное 24 января 1921 года. В нем он заявлял, что в Грузии сложилась революционная ситуация и предложил дать директиву Орджоникидзе и коммунистическим организациям Грузии готовиться к вооруженному восстанию, а Реввоенсовету республики быть готовым при необходимости немедленно оказать помощь грузинским повстанцам. В документе имеется приписка: «Прошу ответить до 6 часов». Следовательно, на тот момент Сталин не имел полномочий отдавать прямые директивы Кавбюро. Однако когда кое-кто из членов ЦК под давлением некоторых представителей Кавбюро попытался отложить рассмотрение этого вопроса, появилась пометка Ленина на письме Сталина: «Не отлагать».

26 января 1921 года состоялся пленум ЦК, на котором Наркоминделу поручалось вести точный учет фактов нарушения мирного договора и потребовать от правительства Грузии разрешения на доставку через ее территорию припасов в Армению. Постановление также предусматривало в случае необходимости оказание грузинским трудящимся военной помощи. Таким образом, Ленин фактически обозначил особые полномочия Сталина на Кавказе. 25 февраля 1921 года войска 11-й армии взяли Тифлис. 3 июня 1921 года состоялось заседание Кавбюро при участии членов Орджоникидзе, Махарадзе, Нариманова, Мясникова (Мартуни), Орахелашвили, Назаретьяна, Фигатнера и кандидата в члены, секретаря ЦК Азербайджанского КП (б) Каминского, а также члена ЦК КП (б) Грузии Элиавы. В повестке дня было три вопроса: азербайджанский; зангезурский; о кочевниках.

РЕШЕНИЮ КАВБЮРО ПО ЗАНГЕЗУРСКОМУ ВОПРОСУ, СОСТОЯВШЕМУ ИЗ 7 ПУНКТОВ, был присвоен гриф «совершенно секретно». Пятый пункт касался Нагорного Карабаха. В нем записано следующее: «Указать в декларации Армянского правительства о принадлежности Нагорного Карабаха Армении». 12 июня Совет народных комиссаров Армении издал Декрет о присоединении нагорной части Карабаха к Армении: «На основе декларации Революционного комитета Социалистической Советской Республики Азербайджана и договоренности между социалистическими республиками Армении и Азербайджана провозглашается, что отныне Нагорный Карабах является неотъемлемой частью Социалистической Советской Республики Армении». Этот декрет, подписанный 12 июня Мясниковым и Карабекяном, был 15 июня обсужден в ЦК КП (б) Армении, после чего участники решили его опубликовать. Чрезвычайным поверенным в Нагорном Карабахе был назначен Асканаз Мравян.

Против выступил председатель СНК Азербайджанской ССР Нариманов, который указал на то, что Кавбюро «не имело полномочий принимать подобное решение». Из протокола N11 вечернего заседания пленума Кавбюро: «4 июля 1921 года. Слушали: 5. Карабахский вопрос. При обсуждении этого вопроса выявились две точки зрения и были представлены на голосование следующие вопросы: а) Карабах оставить в пределах Азербайджана. Постановили: голосуют за Нариманов, Махарадзе, Назаретьян. Против: Орджоникидзе, Мясников, Киров, Фигатнер. Слушали: б) плебисцит провести во всем Карабахе с участием всего населения как армян, так и мусульман. Постановили: голосуют за Нариманов, Махарадзе. Слушали: в) Нагорную часть Карабаха включить в состав Армении. Постановили: голосуют за Орджоникидзе, Мясников, Фигатнер, Киров. Постановили: ввиду того, что вопрос о Карабахе вызвал серьезное разногласие, Кавбюро считает необходимым перенести его на окончательное решение ЦК РКП».

5 ИЮЛЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПЛЕНУМА КАВБЮРО ПОЯВЛЯЕТСЯ СТАЛИН. Из протокола N2 заседания пленума Кавбюро: «5 июля 1921 года. Присутствуют: член ЦК РКП Сталин, члены Кавбюро товарищи Орджоникидзе, Махарадзе, Киров, Назаретьян, Орахелашвили, Фигатнер, Нариманов и Мясников, наркоминдел АССР Гусейнов. Слушали. Товарищи Орджоникидзе и Назаретьян возбуждают вопрос о пересмотре постановлений предыдущего пленума о Карабахе. Постановили: 2 (а). Исходя из необходимости национального мира между мусульманами и армянами и экономической связи верхнего и нижнего Карабаха, его постоянной связи с Азербайджаном, Нагорный Карабах оставить в пределах АССР, предоставив ему широкую областную автономию с административным центром в городе Шуше, входящей в состав автономной области». И никто тогда не поставил вопрос, как это ранее сделал Нариманов, о правомочности Кавбюро решать вопрос о статусе Карабаха, не говоря о возможности вынести эту проблему на обсуждение ЦК РКП (б).

Как видим, именно появление Сталина предопределило решение вопроса о включении Карабаха в состав Советского Азербайджана. Это, как говорится, слова, которые уже не выбросишь из закавказской песни. Так что американский посол Эванс недалек от исторической истины, которую обязаны знать и азербайджанские историки, публицисты и политики.

ИА REGNUM